Вам був надiсланий лист з новим паролем Дякуємо за реєстрацiю. Ваш запит буде розглянуто у найближчий час.
29 Березня 2024

Олександр Жемойда

Новозеландский кооператив Fonterra является успешным примером объединения производителей молока, которое превратилось в мирового лидера рынка молочной продукции.

По статистике, в Новой Зеландии на одного жителя приходится одна корова, а среднесуточное потребление молока и молокопродуктов составляет 1 литр. Всего же в стране вырабатывается более 20 млн т молока. Так что вопрос объединения в кооперативы в стране является важным не только в сфере конкурирования за потребителя внутри страны, но и как позиционирование отечественных компаний на внешнем рынке.

С 2001 года, когда в результате объединения двух наибольших на тот момент кооперативов (New Zealand Dairy Group и Kiwi Co-operative Dairies) и Молочного Совета Новой Зеландии (New Zealand Dairy Board), выступившего в качестве маркетингового агента новосозданной компании на всех внешних рынках, появился кооператив, который на момент создания объединял в себе 96% всего молокопроизводства страны.

Сама история создания компании является образцовой с точки зрения роли государства, правительства, не только в регулировании рынка, но и в стимулировании дополнительных направлений деятельности. Примечательно, что слияние трех участников рынка сначала было отклонено Комиссией по торговле, однако, позднее оно было утверждено и поддержано уже на правительственном уровне через принятие отдельного закона (The Dairy Industry Restructuring Act).

В соответствии с Законом в качестве предохранителя монополии Fonterra было предложено значительно упростить условия вступления и выхода в/из кооператива, что, по мнению чиновников, обезопасило каждого отдельного участника кооператива от ценовой дискриминации и защитило его от игнорирования его интересов.

Также отдельно устанавливалась норма обязательств о доступе компаний-конкурентов к 600 млн литрам сырого молока в год (основными конкурентами на внутреннем рынке считаются уже два меньших кооператива —Tatua и Westland). Такая политика позволила демонополизовать рынок сырьевого молока и выровнять доступ к сырью разных переработчиков.

В результате в 2015 году страна стала одним из лидеров мирового производства и экспорта молока и молокопродуктов.

Сегодня Fonterra — четвертая компания мира по объёмам производства и экспорта молокопродуктов, которая одновременно лидирует в отдельных сегментах (масло сливочное, сухое молоко и т. д.). Молоко для компании поставляют более 13 тыс. фермеров. Лишь в Новой Зеландии на мощностях компании занято 11,5 тыс. сотрудников (18 тыс. — по всему миру). Поскольку кооператив отличается от других форм организации чрезвычайно большим влиянием участников, а топ-менеджмент скорее исполняет административную роль, то и формирование стратегии компании прямо зависит от малых фермеров.

Компания осознает собственную роль для развития общества и страны. И презентует себя как социально ответственную часть общества, ориентированную не только и не исключительно на получение финансового результата. От начала своего существования она занимается водными программами (например, Dairying and Clean Streams Accord, 2003), основной целью которых является улучшение качества воды на фермах как залога здоровья животных и соблюдения стандартов качества молока. Также компания основала и популяризировала среди фермеров программы энергоэффективности и переработки отходов на биоэтанол. Первая из них была основана 10 лет назад, сегодня же Fonterra вырабатывает более 20 млн л этанола в год. Выделились они активностью и залеснением, возобновлением тропических лесных насаждений, а также отдельно инициировали программу предотвращения загрязнения воздуха.

Еще два примера. В 2011 году компания стала родоначальницей хорошо известной в Европе и США программы «школьное молоко». Единственным отличием стало то, что, наверное, это один из тех примеров, когда такая программа принимается и реализуется не на уровне государства, а отдельной компанией, а каждая школа и общество, которое приобщается к ней, получает возможность продемонстрировать вклад не только большого производителя, но и каждого отдельного фермера, участника кооператива в общественное благо.

Приведу одно высказывание фермера, являющегося участником кооператива, Julie Pirie: «Как фермер, я горжусь тем, что у нас есть действительно хороший способ сделать ответственный вклад в нужды сообщества».

И другой пример — уже упоминаемые водные программы компании, которые, как и, в целом, состояние окружающей среды в стране, побудили правительство на протяжении 2012-2013 годов внести поправки в Закон о биобезопасности (1993), основав систему, которая предусматривает софинансирование обозначенных программ на принципах частно-публичного партнерства для поддержки эффективной и действенной системы биологической безопасности.

Итак, как видим, вопросы развития компаний в аграрном бизнесе тесно и неразрывно связаны с целым рядом других, не менее важных для людей, общин и стран — вопросами экологии и биобезопасности, качества воздуха и воды, обеспечения источников доходов для фермеров и их семей, образования и досуга. Так что естественным является то, что в решении этих вопросов каждый из нас находит свое место.

Вопросы социальной ответственности агропроизводителей, поддержки малых форм хозяйствования в этом году станут темами для обсуждения в рамках научных дней на ежегодном мероприятии, которое традиционно проводит Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» — конференции Large Farm Management (21-23 сентября, Киев).

 




  • БЕЙКЕР ТІЛЛІ УКРАЇНА
  • Agroresurs
  • AMAKO
  • Лімагрейн
  • Zeppelin
  • Amazone
  • LNZ Group
  •  Agricom Group
  • horsch
  • uahk
  • Сygnet
  • Syngenta
  • Agco
  • Agroregion
  • Eridon
  • MHP
  • Maschionet
  • Maisadour
  • Козятинський м’ясокомбінат
  • DuPont Pioneer
  • Вінницька аграрно-промислова група
  • Agroscop
  • Agrimatco
  • NCH Advisors
  • Continental farmers Group
  • credit agricole
  • claas
  • john deer
Вітаємо! Ви підписались на новини порталу Ukab